Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Лебедянь Липецкой области
Конспект открытого занятия
Тема: «Иллюстрирование литературных произведений»
педагог д. о.
О.В.Черкашина
Декабрь 2015 г.
г.Лебедянь
Тема занятия: «Иллюстрирование литературных произведений»
Тип занятия: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Возраст детей: 9- 11 лет
Цель: создание условий для формирования представлений об иллюстрации как разновидности книжной графики в изобразительном искусстве.
Задачи:
- закрепить знание закономерностей композиции, основ цветоведения;
- познакомить с творчеством художников-сказочников (И.Билибин, В.Васнецов, М. Врубель, В.Конашевич, А.Куркин, Б.Дехтерев, Б.Зворыкин, В.Смирнов);
- совершенствовать умение правильно компоновать объект на листе, использовать выразительные художественные средства для передачи характера, облика сказочного персонажа;
- обогатить социальный опыт обучающихся через познание окружающего мира;
- стимулировать творческую активность, развивать умение воплощать творческий замысел в рисунке;
- воспитывать нравственные качества, эстетический вкус, бережное отношение к книге, чувство любви и уважения к русской культуре.
Интеграция дополнительного образования и общего образования: связь с историей искусства, литературой, музыкой.
Методическое обеспечение:
- мультемедийная презентация, мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина, музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Вальс цветов», детские песни;
- наглядные пособия /репродукции картин художников, детские рисунки по сказкам Пушкина, детские книги с красочными иллюстрациями разных художников, образец педагогического рисунка;
- дидактические материалы: художественно-дидактическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций», загадки для игры «Мудрость сказок», предметы (яблоко, стрела, зеркало, веревка, рыбка, петушок, клубок, мешочек) для игры «Угадай сказку»;
- художественные материалы: бумага А 4, гуашь, палитры, кисти, баночки с водой, салфетки.
ТСО: мультимедийный экран, ноутбук, проектор.
Литература: Л.Ю.Бушкова, Поурочные разработки по изобразительному искусству.-М.:ВАКО, 2014.-144 с., Н.Ф.Ромашина, Классные часы. В мире прекрасного, Волгоград: Учитель, 2008.-129 с.; интернетресурсы.
План занятия:
1.Организационно-подготовительный этап.
Задача: подготовка педагога и учащихся к занятию.
1.1. Общая организация занятия.
1.2. Сообщение темы, целей занятия.
2. Основной этап.
Задачи: обеспечение восприятия обучающимися нового материала.
2.1. Вводная беседа: «Сказка как вид народного творчества», просмотр с обучающимися иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций.
2.2.Просмотр презентации «Иллюстрации литературных произведений», игра «Угадай сказку»
2.3. Физкультминутка «Танцевальная».
2.4. Объяснение технологии изображения графическими и живописно-декоративными средствами иллюстрации /демонстрация художественно-дидактической таблицы «Последовательность выполнения иллюстрации». Чтение обучающимися композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою/.
2.5. Практическая работа обучающихся: показ образца педагогического рисунка, рекомендации по ходу выполнения задания, рисование обучающимися по представлению иллюстрации к любимой сказке А.С.Пушкина.
3. Итоговый этап.
Задачи: анализ и оценка достижения цели занятия.
3.1. Анализ детских работ.
3.2. Подведение итогов деятельности.
4. Организационное окончание занятия.
Ход занятия:
1.Организационно-подготовительный этап.
1.1. Общая организация занятия.
Ребята, скоро закончится 2015 год, а кто из вас знает, чему был посвящен этот год? Правильно, 2015 год объявлен годом литературы, и наше сегодняшнее занятие тоже будет тесно связано с литературой.
1.2. Сообщение темы, целей занятия.
Тема занятия: «Иллюстрирование литературных произведений».
Давайте заглянем в далекое прошлое, чтобы узнать какой была литература в древности на Руси (слайд № 2)
2. Основной этап.
2.1. Вводная беседа
Из поколения в поколения передавалась народная мудрость в виде поучительных и увлекательных историй-сказов или сказок. А сказками такие истории назывались, потому, что их рассказывали по памяти, так как люди в основном были неграмотные. Даже сохранилась до наших дней поговорка «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!».
(Проведение игры «Мудрость сказок»)
Но с распространением грамотности, умения читать, появилось много книг. Вначале они были рукописные. Причем переписчик старался украсить книгу еще и рисунками, которые помогали понять содержание. На создание такой книги уходило много времени и труда. Так и появились первые иллюстрации. Позже книги стали печатать на специальных станках, и для иллюстраций тоже придумали печатный способ. Теперь можно было печатать много красочных книг с картинками (слайд № 3)
2.2. Просмотр презентации «Иллюстрации литературных произведений»
В наше время существует множество красочных книг с прекрасными и разными иллюстрациями (слайд № 4). Слово иллюстрация латинского происхождения и означает наглядное изображение. Назначение иллюстрации – помочь понять то, о чем написано в тексте (слайды № 5, 6).
Иллюстрации относят к искусству графики, они бывают цветными и черно-белыми (слайды № 7). Иллюстрация помогает кроме содержания текста также понять дух времени, особенности национальной культуры, быта изображаемой эпохи, раскрывает характер персонажей.
А придумывают и рисуют для дальнейшей печати иллюстрации художники-иллюстраторы (слайды №8-10). Конечно сказки иллюстрируют чаще всего.
- Ребята, а кто из вас знает, на какие бывают виды сказок? (Народные и авторские)
- Назовите одного из самых известных русских авторов сказок? (А.С.Пушкин) слайд №11
Правильно. А кто привил ему любовь к сказкам, познакомил его с народными сказками? (Няня)
Маленький Саша любил вечерами слушать чудесные сказки которые ему рассказывала няня Арины Родионовна. (Слайд № 12)
Когда он вырос и стал писателем, то эти детские воспоминания ему пригодились в творчестве.
Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку».
В волшебной сумочке надо на ощупь угадать предмет, затем достать его и сказать из какой он сказки Пушкина. (Проведение игры)
Пушкин написал семь сказок, но более известны пять. (Слайд № 13)
Сказки Пушкина очень часто иллюстрировали. Давайте посмотрим, как представили героев его сказок художники-иллюстраторы. (Слайды № 14-25)
2.3. Физкультминутка «Танцевальная».
2.4. Сегодня вы поработаете в качестве художников-иллюстраторов.
Для этого надо выбрать сказку для иллюстрирования, определиться с замыслом. Выбрать расположение листа горизонтальное или вертикальное.
Придумать композицию.
Но вначале вспомним о правилах составления композиции.
Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
- Главного персонажа изображают по центру или рядом с центром листа.
- Изображение не должно быть мелким или слишком крупным, должно быть соразмерно листу бумаги.
- Дополнительные элементы на рисунке (предметы домашнего обихода, части пейзажа, здания и др.) помогают раскрыть содержание текста и служат фоном для главного объекта.
- Все части рисунка должны быть связаны друг с другом по смыслу и по сюжету.
- Каким может быть изображение персонажа? ( В полный рост, по пояс, по грудь, по колена, по плечи).
Все герои сказок неповторимы, имеют индивидуальные черты. Но передавая внешние особенности человека на картине, художник всегда стремится обнаружить и раскрыть сущность его характера, показать его внутренний мир.
А какого человека мы можем назвать прекрасным? Если человек внешне красив, но зол, жаден, жесток, можем ли мы его назвать прекрасным? (Нет).
Прекрасный человек – это тот, в ком сочетаются лучшие качества: доброта, честность, отзывчивость, сострадание. Художники умеют видеть не только красоту внешнюю, но и ту, которая на первый взгляд не заметна.
Посмотрите как Пушкин характеризует злую Царицу:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, строптива,
Своенравна и ревнива.
А вот образ Царевны:
Белолица, черноброва
Нрава кроткого такого.
Здесь нам помогут изобразительные средства выразительности: линия, тон, цвет. Мы с вами говорили о том, какие цвета подбирали художники для передачи образа, какие по характеру были на полотнах линии.
- Посмотрите, какие цвета подобрал художник для доброй царевны? (Светлые, нежные)
- Какими цветами изображена злая царица?
(Темными, мрачными)
Постарайтесь в своих рисунках все это применить. Вспомните, как придать образу выражение радостного, хорошего настроения. Своеобразие портрету придаст прическа, головной убор, костюм, предметы в руках и др. Рисунок приобретет завершенный вид, если будет проработаны детали и фон.
Ребята, обратите внимание на красочность орнаментов в костюмах героев. Как образец можно использовать орнаменты народных вышивок (слайд № 31, № 32).
2.4. Практическая работа обучающихся: показ способов изображения, рекомендации по ходу выполнения задания.
3. Итоговый этап.
3.1. Выставка и анализ детских работ.
- Какие красивые у вас получились иллюстрации!
- Все работы получились очень оригинальными, но все же посмотрите и покажите в какой работе удачнее получилось передать характер персонажей?
- В какой работе грамотнее использован цвет?
- Где тщательнее проработаны детали?
- Какой рисунок более красочный?
3.2. Подведение итогов деятельности.
- Что вы запомнили сегодня на занятии?
- С каким видом искусства графики вы сегодня познакомились?
- Работы каких художников-иллюстраторов вам больше всего запомнились и понравились?
- Как вы понимаете слова «Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок»?
Ребята, я очень рада, что вы любите читать. Книга – это бесценный источник знаний, мудрости и добра.
4. Организационное окончание занятия