Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.11.2017, 20:31

МБУ ДО ДЕТСКО- ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА ЛЕБЕДЯНЬ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ...

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 176
Форма входа

Конспект открытого занятия Тема: «Иллюстрирование литературных произведений»-2015

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Лебедянь Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

Тема: «Иллюстрирование литературных произведений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    педагог д. о.

                                                                                                          О.В.Черкашина

 

 

 

Декабрь 2015 г.

 

г.Лебедянь

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: «Иллюстрирование литературных произведений»

Тип занятия: комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Возраст детей: 9- 11 лет

 

Цель: создание условий для формирования представлений об иллюстрации как разновидности книжной графики в изобразительном искусстве.

 

Задачи:

- закрепить знание закономерностей композиции, основ цветоведения;

- познакомить с творчеством художников-сказочников (И.Билибин, В.Васнецов, М. Врубель, В.Конашевич, А.Куркин, Б.Дехтерев, Б.Зворыкин, В.Смирнов);

- совершенствовать умение правильно компоновать объект на листе, использовать выразительные художественные средства для передачи характера, облика сказочного персонажа;

- обогатить социальный опыт обучающихся через познание окружающего мира;

- стимулировать творческую активность, развивать умение воплощать творческий замысел в рисунке;

- воспитывать нравственные качества, эстетический вкус, бережное отношение к книге, чувство любви и уважения к русской культуре.

 

Интеграция дополнительного образования и общего образования: связь с историей искусства, литературой, музыкой.

 

Методическое обеспечение: 

- мультемедийная презентация, мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина, музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Вальс цветов», детские песни;

- наглядные пособия /репродукции картин художников, детские рисунки по сказкам Пушкина, детские книги с красочными иллюстрациями разных художников, образец педагогического рисунка;

- дидактические материалы: художественно-дидактическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций», загадки для игры «Мудрость сказок», предметы (яблоко, стрела, зеркало, веревка, рыбка, петушок, клубок, мешочек) для игры «Угадай сказку»;

- художественные материалы: бумага А 4, гуашь, палитры, кисти, баночки с водой, салфетки.

 

ТСО: мультимедийный экран, ноутбук, проектор.

 

 

 

Литература: Л.Ю.Бушкова, Поурочные разработки по изобразительному искусству.-М.:ВАКО, 2014.-144 с., Н.Ф.Ромашина, Классные часы. В мире прекрасного, Волгоград: Учитель, 2008.-129 с.; интернетресурсы.

 

План занятия:

 

1.Организационно-подготовительный этап.

Задача: подготовка педагога и учащихся к занятию.

1.1. Общая организация занятия.

1.2. Сообщение темы, целей занятия.

2. Основной этап.

Задачи: обеспечение восприятия обучающимися нового материала.

2.1. Вводная беседа: «Сказка как вид народного творчества», просмотр с обучающимися иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций.

2.2.Просмотр презентации «Иллюстрации литературных произведений», игра «Угадай сказку»

2.3. Физкультминутка «Танцевальная».

2.4. Объяснение технологии изображения графическими и живописно-декоративными средствами иллюстрации /демонстрация художественно-дидактической таблицы «Последовательность выполнения иллюстрации». Чтение обучающимися композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою/.

2.5. Практическая работа обучающихся: показ образца педагогического рисунка, рекомендации по ходу выполнения задания, рисование обучающимися по представлению иллюстрации к любимой сказке А.С.Пушкина.

3. Итоговый этап.

Задачи: анализ и оценка достижения цели занятия.

3.1. Анализ детских работ.

3.2. Подведение итогов деятельности.

4. Организационное окончание занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1.Организационно-подготовительный этап.

1.1. Общая организация занятия.

Ребята, скоро закончится 2015 год, а кто из вас знает, чему был посвящен этот год? Правильно, 2015 год объявлен годом литературы, и наше сегодняшнее занятие тоже будет тесно связано с литературой.

1.2. Сообщение темы, целей занятия.

Тема занятия: «Иллюстрирование литературных произведений».

Давайте заглянем в далекое прошлое, чтобы узнать какой была литература в древности на Руси (слайд № 2)

2. Основной этап.

2.1. Вводная беседа

Из поколения в поколения передавалась народная мудрость в виде поучительных и увлекательных историй-сказов или сказок. А сказками такие истории назывались, потому, что их рассказывали по памяти, так как люди в основном были неграмотные. Даже сохранилась до наших дней поговорка «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!».

(Проведение игры «Мудрость сказок»)

Но с распространением грамотности, умения читать, появилось много книг. Вначале они были рукописные. Причем переписчик старался украсить книгу еще и рисунками, которые помогали понять содержание. На создание такой книги уходило много времени и труда. Так и появились первые иллюстрации. Позже книги стали печатать на специальных станках, и для иллюстраций тоже придумали печатный способ. Теперь можно было печатать много красочных книг с картинками (слайд № 3)

2.2. Просмотр презентации «Иллюстрации литературных произведений»

В наше время существует множество красочных книг с прекрасными и разными иллюстрациями (слайд № 4). Слово иллюстрация латинского происхождения и означает наглядное изображение. Назначение иллюстрации – помочь понять то, о чем написано в тексте (слайды № 5, 6).

Иллюстрации относят к искусству графики, они бывают цветными и черно-белыми (слайды № 7). Иллюстрация помогает кроме содержания текста также понять дух времени, особенности национальной культуры, быта изображаемой эпохи, раскрывает характер персонажей.

 

А придумывают и рисуют для дальнейшей печати иллюстрации художники-иллюстраторы (слайды №8-10). Конечно сказки иллюстрируют чаще всего.

- Ребята, а кто из вас знает, на какие бывают виды сказок? (Народные и авторские)

- Назовите одного из самых известных русских авторов сказок? (А.С.Пушкин) слайд №11

Правильно. А кто привил ему любовь к сказкам, познакомил его с народными сказками? (Няня)

Маленький Саша любил вечерами слушать чудесные сказки которые ему рассказывала няня Арины Родионовна. (Слайд № 12)

Когда он вырос и стал писателем, то эти детские воспоминания ему пригодились в творчестве.

Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку».

В волшебной сумочке надо на ощупь угадать предмет, затем достать его и сказать из какой он сказки Пушкина. (Проведение игры)

Пушкин написал семь сказок, но более известны пять. (Слайд № 13)

Сказки Пушкина очень часто иллюстрировали. Давайте посмотрим, как представили героев его сказок художники-иллюстраторы. (Слайды № 14-25)

 

2.3. Физкультминутка «Танцевальная».

 

2.4. Сегодня вы поработаете в качестве художников-иллюстраторов.

 

Для этого надо выбрать сказку для иллюстрирования, определиться с замыслом. Выбрать расположение листа горизонтальное или вертикальное.

Придумать композицию.

Но вначале вспомним о правилах составления композиции.

Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

 

  1. Главного персонажа изображают по центру или рядом с центром листа.
  2. Изображение не должно быть мелким или слишком крупным, должно быть соразмерно листу бумаги.
  3. Дополнительные элементы на рисунке (предметы домашнего обихода, части пейзажа, здания и др.) помогают раскрыть содержание текста и служат фоном для главного объекта.
  4. Все части рисунка должны быть связаны друг с другом по смыслу и по сюжету.

- Каким может быть изображение персонажа? ( В полный рост, по пояс, по грудь, по колена, по плечи).

Все герои сказок неповторимы, имеют индивидуальные черты. Но передавая внешние особенности человека на картине, художник всегда стремится обнаружить и раскрыть сущность его характера, показать его внутренний мир.

А какого человека мы можем назвать прекрасным? Если человек внешне красив, но зол, жаден, жесток, можем ли мы его назвать прекрасным? (Нет).

Прекрасный человек – это тот, в ком сочетаются лучшие качества: доброта, честность, отзывчивость, сострадание. Художники умеют видеть не только красоту внешнюю, но и ту, которая на первый взгляд не заметна.

Посмотрите как Пушкин характеризует злую Царицу:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, строптива,

Своенравна и ревнива.

 

А вот образ Царевны:

Белолица, черноброва

Нрава кроткого такого.

 

Здесь нам помогут изобразительные средства выразительности: линия, тон, цвет. Мы с вами говорили о том, какие цвета подбирали художники для передачи образа, какие по характеру были на полотнах линии.

- Посмотрите, какие цвета подобрал художник для доброй царевны? (Светлые, нежные)

- Какими цветами изображена злая царица?

(Темными, мрачными)

 Постарайтесь в своих рисунках все это применить. Вспомните, как придать образу выражение радостного, хорошего настроения. Своеобразие портрету придаст прическа, головной убор, костюм, предметы в руках и др. Рисунок приобретет завершенный вид, если будет проработаны детали и фон.

Ребята, обратите внимание на красочность орнаментов в костюмах героев. Как образец можно использовать орнаменты народных вышивок (слайд № 31, № 32).

 

2.4. Практическая работа обучающихся: показ способов изображения, рекомендации по ходу выполнения задания.

 

3. Итоговый этап.

 

3.1. Выставка и анализ детских работ.

- Какие красивые у вас получились иллюстрации!

- Все работы получились очень оригинальными, но все же посмотрите и покажите в какой работе удачнее получилось передать характер персонажей?

- В какой работе грамотнее использован цвет?

- Где тщательнее проработаны детали?

- Какой рисунок более красочный?

 

3.2. Подведение итогов деятельности.

- Что вы запомнили сегодня на занятии?

- С каким видом искусства графики вы сегодня познакомились?

- Работы каких художников-иллюстраторов вам больше всего запомнились и понравились?

- Как вы понимаете слова «Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок»?

Ребята, я очень рада, что вы любите читать. Книга – это бесценный источник знаний, мудрости и добра.

4. Организационное окончание занятия

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017