Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Лебедянь Липецкой области
Конспект занятия
Тема: «Изображение фигуры человека. Защитники Отечества»
1 год обучения
педагог д. о.
О.В.Черкашина
г.Лебедянь
Тема занятия: «Изображение фигуры человека. Защитники Отечества»
Тип занятия: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Возраст детей: 11- 13 лет
Цель: создание условий для формирования представлений о способах изображения фигуры человека, воспитания патриотизма.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, объемной формы; эмоционально воспринимать результат художественного творчества и уметь выражать свое отношение к нему; совершенствуют умение последовательности ведения работы. Научатся поэтапному способу изображения фигуры человека.
Метапредметные УУД:
- регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, определять в диалоге с педагогом успешность выполнения задания, отличать верно выполненное задание от неверного;
- познавательные: научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы;
- коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, слушать сверстников, педагога, вести небольшой познавательный диалог по теме занятия.
Личностные:
- имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.
Интеграция дополнительного образования и общего образования: связь с анатомией, ОБЖ, историей, музыкой.
Учебная ситуация: заинтересовать обучающихся выполнением творческого задания через создание эмоционального настроя, используя видеоматериалы о подвиге советских воинов в годы ВОв.
Методическое обеспечение:
- мультемедийная презентация «День защитника Отечества», видеоролик песни С.Трофимова «Родина» (вып.: Савельева М.Ю.), музыкальное сопровождение физкультминутки песня «Если хочешь быть здоров»;
- наглядные пособия (рисунки, репродукции картин художников с изображением воинов времен ВОв и воинов современной российской армии, педагогический образец);
- дидактические материалы: ;
- художественные материалы: бумага, простой карандаш, ластик.
ТСО: мультимедийный экран, ноутбук, проектор.
Литература: Великая Отечественная война. 1941 -1945. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил.; Изобразительное искусство.5 класс: рабочая программа и технологические карты / авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2014.-188 с.; интернетресурсы.
План занятия:
1.Организационно-подготовительный этап.
Задача: подготовка педагога и обучающихся к занятию.
1.1. Общая организация занятия.
1.2. Сообщение темы, целей занятия.
2. Основной этап.
Задачи: обеспечение восприятия обучающимися нового материала.
2.1. Вводная беседа: «На страже Родины», просмотр с обучающимися видеоролика «Родина».
2.2.Просмотр презентации «День защитника Отечества»,
2.3. Физкультминутка «Если хочешь быть здоров».
2.4. Объяснение поэтапного изображения фигуры человека.
2.5. Практическая работа обучающихся: показ педагогического образца, рекомендации по ходу выполнения задания.
2.6. Ознакомление обучающихся с военной формой бойцов Красной Армии времен ВОв и современной военной формой вооруженных сил РФ, просмотр презентации.
2.7. Практическая работа обучающихся: изображение военной формы и амуниции.
3. Итоговый этап.
Задачи: анализ и оценка достижения цели занятия.
3.1. Анализ детских работ.
3.2. Подведение итогов деятельности.
4. Организационное окончание занятия.
Ход занятия:
1.Организационно-подготовительный этап.
1.1. Общая организация занятия.
-Ребята, сегодня вам для работы потребуется лист плотной бумаги, простой карандаш ТМ и ластик. Проверьте готовность к занятию.
1.2. Сообщение темы, целей занятия.
-Приближается всенародный праздник День защитника Отечества. Мы как художники не можем в своем творчестве не затронуть такую важную для всех россиян тему. Нам предстоит нарисовать множество рисунков на военную тематику, которые будут представлены на выставках, конкурсах. Но, прежде чем сразу приступить к сложным многофигурным композициям, необходимо научиться правильно изображать фигуру человека, соблюдая пропорции и правила поэтапного построения. Чем мы и займемся на занятии. Сегодня вы нарисуете фигуру воина, а затем изобразите по желанию форму времен ВОв или форму солдата современной российской армии.
2. Основной этап.
2.1. Вводная беседа
-Ребята, мне хотелось бы узнать, как вы понимаете значение слова Отечество? (Земля отцов, Родина)
-И все же для каждого человека Отечество, Родина что-то свое сокровенное, дорогое и любимое по-своему. Давайте посмотрим видеоролик с песней певца Сергея Трофимова «Родина».
2.2. Просмотр презентации «День защитника Отечества»
-В старом советском фильме «Офицеры» командир говорит молодому бойцу, что есть такая профессия Родину защищать. И к защите своего Отечества должны быть готовы не только профессиональные офицеры, но и каждый. В нашей стране обязаны проходить службу в рядах российской армии все юноши, достигшие 18 лет. Но и девушки могут при желании получить военное образование.
-Наша страна находится под надежной защитой. Вооруженные силы сухопутные, военно-морской флот, ВКС на страже границ Российской Федерации (слайды №2-4).
-Но воспитывается любовь к Родине, уважение к своей истории с самого раннего детства. Вот они будущие защитники Отечества (слайды №5-6).
-Нашим детям есть чем гордиться! И есть с кого брать пример (слайд №7)
-Живые свидетели и участники славных побед наши ветераны ВОв. Их осталось очень мало. Но в каждой российской семье есть своя память о войне, есть свои родные герои. Берегите память ушедших поколений (слайд №8). Вся наша многострадальная земля полита кровью защитников Отечества (слайды № 9-10).
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,-
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигают.
В.Высоцкий.
-В каждом российском городе есть мемориал воинской славы. В Лебедяни есть свой вечный огонь в память о погибших солдатах в годы ВОв (слайд №11).
-Война унесла миллионы жизней, оставила разрушенными и сожженными города и села. Посмотрите, как выглядели улицы городов после фашистской бомбежки (слайд № 12). Но, несмотря на невероятные трудности, наша армия отчаянно сопротивлялась (слайд №13).
-В картинах художников-баталистов отразились самые значимые битвы Великой Отечественной войны (слайды №14-18).
-И вы, юное поколение, не должны забывать подвиг своих предков. Сейчас в мире идет переписывание истории в угоду заграничным политикам. В странах Европы и в США уже всерьез считают, что победа в ВОв принадлежит Америке. Мы можем по-своему внести свой вклад в дело сохранения исторической правды: отражать ее в своих рисунках. Посмотрите работы юных художников наших обучающихся (слайды №19-23)
2.3. Физкультминутка «Если хочешь быть здоров».
-Как известно, в здоровом теле здоровый дух! Чтобы вырасти настоящими защитниками Отечества надо заниматься ФК и спортом, закаляться. Предлагаю вам принять участие в физкультпаузе.
(Выполнение комплекса физических упражнений).
2.4. Объяснение поэтапного изображения фигуры человека.
-Давайте подумаем из каких геометрических фигур можно составить изображение фигуры человека? (трапеция, квадрат, круг, овал, треугольник)
Прежде, чем приступить к рисованию, вспомним о правилах составления композиции.
- Главного персонажа изображают по центру листа.
- Изображение не должно быть мелким или слишком крупным, а должно быть соразмерно листу бумаги.
Поэтапное рисование (показ)
- Рисуем вертикальную ось. Делаем на ней линии показывающие размер изображаемой фигуры.
- Делим получившийся отрезок пополам - это середина фигуры.
- Затем получившиеся отрезки также делим пополам, отмечая в нижнем отрезке линю колен.
- Верхний отрезок еще раз делим пополам, получая, таким образом, восьмую часть от всей длинны фигуры. Таким образом, мы отмечаем величину головы человека. Голова изображается в виде овала
- Шея изображается в виде прямоугольника.
- Верхняя часть туловища в виде перевернутой трапеции, нижняя в виде круга.
- Для изображения рук и ног применим овалы и круги разной величины.
- Когда все части будут намечены, убираем ластиком лишние вспомогательные линии.
- Для изображения военной формы вернемся к просмотру презентации.
2.5. Практическая работа обучающихся: показ способов изображения, рекомендации по ходу выполнения задания.
2.6. Ознакомление обучающихся с военной формой бойцов Красной Армии времен ВОв и современной военной формой вооруженных сил РФ, показ презентации (слайды № 24-29)
2.7. Практическая работа обучающихся: изображение военной формы и амуниции.
3. Итоговый этап.
3.1. Выставка и анализ детских работ.
Молодцы, все постарались.
- И все же постарайтесь определить, в какой работе наиболее правильные пропорции?
- В какой работе достоверно и точно показано обмундирование, амуниция?
- Где тщательнее проработаны детали?
- Какая работа более выразительная?
-
- Подведение итогов деятельности.
Думаю, что сегодняшний художественный опыт вам пригодится не только на наших занятиях, но и на уроках в школе.
- Вы запомнили способы изображения фигуры человека ?
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Как вы считаете, художник должен быть образованным, знающим человеком?
- Старайтесь больше читать, смотреть познавательных передач о истории нашего Отечества.
4. Организационное окончание занятия.