Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
детско – юношеский центр город Лебедянь Липецко области
БЕСЕДА
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
НА ТЕМУ:
«КАКОЙ « Я» И ДРУГИЕ»
( ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.)
педагог д/о:
Стрельникова Е.В.
г. Лебедянь, 2018 г.
Беседа по духовно - нравственному воспитанию.
Тема: « Какой « Я» и другие».
Добрым быть – добрым и слыть.
Цель: Оказать помощь детям в познании самого себя, показать, что прежде, оценивать поступки других, надо попытаться понять, почему человек поступил так или иначе, разобраться в мотивах его поведения, научить вырабатывать свою нравственную позицию.
Ход беседы:
- Слово ведущему:
Дети, послушайте пословицы. Как вы понимаете их содержание:
« В ком честь, в том и правда».
«Всякому своя доброта».
«Каков есть, такова и честь».
Как же мы понимаем слово « честь»?
Значит, оценивать человека надо по поступкам, по его поведению – отношения к человеку, его оценка определяется ценностью самого человека, его заслугами. Поэтому очень важно стараться оценивать себя правильно, чтобы не походить на обезьяну из басни И. А. Крылова « Зеркало и обезьяна». ( Педагог читает её).
2. Чтение басни И. А. Крылова « Зеркало и обезьяна».
И. Крылов.
«Зеркало и обезьяна».
Мартышка, в зеркале, увидя образ свой,
Тихохонько Медведя так ногой:
« Смотри – ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
- какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А, ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять – шесть.
Я даже их могу по пальцам перечесть».
- « Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя кума оборотиться.»
- Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
3.Вопросы и задания.
- Что не понравилось обезьяне в зеркале?
- Каков Мишкин совет?
- Каких примеров в мире много?
4. Чтение стихотворения М. Карема
« Чудо – зеркало»
Мудрый маг чудо – зеркало создал:
Отражались в том зеркале души.
И у многих вельмож в королевстве
Был душевный покой нарушен.
Чудо - зеркало спрятали в замке,
Этот замок был пуст и заброшен.
Глянул зеркало волк и увидел,
Что, по сути, он зверь хороший.
Но вот однажды надумал король
Смотреть на свет отражения,
И увидел он хищную птицу,
Всем грозящую уничтожением.
Чудо – зеркало тут же разбили,
Мудрый маг был коварно задушен,
И теперь зеркала во дворе
Отражают лицо, а не душу.
5.Вопросы:
- Что показывало чудо – зеркало?
- Как к нему относились?
- Почему его не стало?
- Что показывает обычное зеркало?
- Ты хотел, чтобы зеркало показывало душу, а не лицо? Почему?
6. Слово ведущему:
Деловые отношения завязываются во время совместного дежурства, дети хорошо выполнили работу, остались довольны друг другом. (или не довольны).
Товарищеские отношения - более близкие, они связаны не только с делом, но и с добровольным общением по разным поводам ( совместная игра, программа, труд и т. д.).
Ведущий:
- Дети, перечислите те качества, которые они хотели бы видеть в своём друге ( подруге).
- А какие качества мешают дружбе?
( Ведущий записывает в два столбика качества - положительные и отрицательные).
- Дети, приведите примеры поступков, соответствующим тем или иным качествам.
2. Дети, а как вы понимаете пословицу: « У соседа в глазу видит соринку, а своём глазу не замечает сучок». ( Рассуждения детей).
а). Дети, а есть ли ы вас, такие мальчика, которые обижают девочек? Это хорошо или плохо?
А давайте придумаем ситуацию, где проявляются положительные качества , которые вы бы хотели иметь у себя.
- А какие качества вы знаете?
( Т.о. дети узнают о такой особенности нравственных явлений и качеств, как биополярноть.( то есть противоположность):
Правдивость – лживость
Честность – нечестность
Справедливость – несправедливость.
Эти качества делаться на две нравственные категории – добро и зло.
Выбор: Правила ( « Не »)
- Не спешите оценивать поступки других, научитесь сначала оценивать свои.
- Не делайте вывода, не узнав причины.
- Не будь категоричны в оценках, попытайтесь понять другого человека.
- Словарь: ( на доске)
Зависть – чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого.
Хвастовство – неумеренное тщеславное высказывание своих, часто лишних достижений, качеств.
- Заключительное слово.
Закончим нашу беседу народной мудростью.
- Каков есть, такова и честь.
- добрым быть – добрым и слыть.
- Спеши делать добро.
- Глаза – зеркало души.
- Добро прощай, а зло порицай.
- Делай хорошее для других – сам станешь лучше.
- Что в других не любишь, того и сам не делай!
- Слово детям.
( Высказывания детей - каким я бы хотел быть, что для этого нужно сделать).